Словарь терминов

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников, удаленной коллективной работы над проектами, включающие видеоконференцсвязь, систему вебинаров, методики мобильного образования, открытые онлайн курсы.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – электронно-вычислительная техника, а также информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

Система дистанционного обучения (СДО) – организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, передающих по линиям связи указанную информацию и обеспечивающих удаленное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Электронное обучение — компонент электронной информационно-образовательной среды в виде организованной совокупности информационно-коммуникационных средств и технологий, программно-аппаратного и организационно-методического обеспечения деятельности педагогического и учебно-вспомогательного персонала, ориентированный на сопровождение и реализацию учебного процесса посредством электронно-цифровых ресурсов.

К электронному обучению относится:
— самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами с помощью информационных технологий;
— возможность дистанционного взаимодействия (виртуальные классы, видео-лекции и видео-семинары, консультации, советы, тесты и оценки) с преподавателем (тьютором);
— создание виртуального сообщества пользователей, осуществляющих общую образовательную деятельность средствами ИКТ.

Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) — совокупность электронных информационно-образовательных ресурсов, технологий, телекоммуникационных сетей и средств, призванные обеспечить обучающихся и педагогов возможностью освоения образовательных программ или их частей независимо от места нахождения, а также взаимодействие обучающихся с педагогическим, учебно-вспомогательным и административным персоналом и между собой.

Электронная система управление образовательным процессом — программная платформа для управления учебным процессом, включающая модули администрирования, взаимодействия, контроля, формирования статистики и отчетов, а также хранения всех данных.

Электронного обучения комплекс:
— электронные учебники и пособия;
— электронные справочники и энциклопедии;
— мультимедийные презентации;
— Интернет-ресурсы;
— лекционный материал в электронном виде;
— тестирующие программы и материалы и др.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) — учебно-методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения обучающимся базовых знаний по дисциплине и удовлетворяющие требованиям ФГОС и соответствующих учебных планов, и являющиеся частью электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), размещенных в единой ЭИОС.

Электронных образовательных ресурсов типы:
— обучающие
— информационно-поисковые
— демонстрационные
— моделирующие
— контролирующие
— учебно-игровые

Электронных ресурсов и средств использование:
— расширяет и обогащает качество учебного материала
— дает возможность представления в мультимедийной форме информационных материалов (таблиц, графиков, видеофрагментов, аудиозаписей и др.)
— создает возможность работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их исследования в интерактивном режиме
— обеспечивает объективное оценивание знаний и умений в короткие сроки
— эффективно персонализирует и гибко адаптирует учебный процесс
— повышает мотивацию познавательной деятельности
— поддерживает психологический комфорт и экономию в процессе обучения
— вовлекает широкий круг людей и коллективов в образовательный процесс

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) — совокупность электронных образовательных ресурсов, обеспечивающая эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом по конкретной дисциплине (учебному курсу), удовлетворяющая требованиям ФГОС при реализации электронного обучения.

ЭУМК должен обеспечивать:
— организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию), тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых учебных материалов, специально разработанных (методически и дидактически проработанных) для реализации электронного обучения;
— методическое сопровождение электронного обучения;
— дополнительную информационную поддержку электронного обучения (дополнительные учебные и информационно-справочные и организационные материалы).

ЭУМК разработчик — кафедра (центр или отдел вуза), сотрудник которой в рамках плана работы подразделения формируют электронный учебно-методический комплекс для электронной образовательной среды вуза.

Тьютор — лицо, выполняющее индивидуальное сопровождение учебного процесса при дистанционной форме обучения путем личного контакта с обучающимся.